Преподавание истории в призме российской системы образования

16:43 13 октября 2023
87
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
9 октября фракция КПРФ в Государственной Думе провела круглый стол «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий». О большой важности мероприятия и значимости указанной темы говорит тот факт, что оно проходило в Колонном зале Дома Союзов. В работе форума приняли участие депутаты различных уровней, крупнейшие учёные и специалисты, студенты и учащиеся, представители регионов России, в том числе Луганской Народной Республики. Круглый стол носил исключительно принципиальный и актуальный характер. Открыл мероприятие Предстатель фракции КПРФ в Государственной Думе Геннадий Андреевич Зюганов. Он подчеркнул, что настоящее будущее нашего государства определяют сегодняшние школы, колледжи, ВУЗы. Именно в их стенах определяется главный вопрос: чему и как учить? От правильного решения этого зависит судьба России. Заместитель Председателя ЦК КПРФ, первый заместитель Председателя комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков считает, что одно из самых стержневых дисциплин во всей образовательно-воспитательной системы государства является проблема преподавания истории. История — предмет, который воспитывает сознания общества и мировоззрения подрастающего поколения. Межпредметные связи всех изучаемых наук необходимо привести в соответствие с историческим подходом, акцентировалось на совещании. За последнее время левопатриотические силы боролись прежде всего за нравственность наших учащихся. Отстояли таких великих мастеров слова, как Николай Чернышевский и его роман «Что делать?», поэму Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Историю одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Молодую гвардию» Александра Фадеева, военную прозу Константина Симонова и Александра Твардовского. Наконец, пришло понимание необходимого единого государственного учебника истории. Руководитель фракции КПРФ в Госдуме, Председатель КПРФ, подчеркнул, что «сделан» серьезный шаг вперед», но мы все понимаем, что он важный, но только первый шаг. Участники круглого стола пришли к выводу, что несмотря на более объективное освещение в новых учебниках событий Великой Отечественной войны и других периодов России не позволяют авторам «почивать на лаврах». Любая учебная литература требует уточнения и проверки, а учебники по истории — особенно. И здесь, как нигде, важна объективность, научность и честность. Проректор Луганского педагогического университета Е.Н. Дятлова особенно подчеркнула, насколько важен вопрос возвращения исторической правды, нового исторического самосознания, особенно для представителей новых регионов. Историки Вардан Багдасарян, Евгений Спицын, Ярослав Листов отметили положительные моменты в едином учебнике, но были не согласны с трактовкой 1993 года советских операций в Финляндии, Венгрии, Чехословакии, Афганистане. Профессиональные историки обратили внимание на недостаточное количество часов, указанное в современных программах, и рекомендовали их увеличить. Предлагалось участниками круглого стола пересмотреть и методологические аспекты, список литературы, способ подачи материала, уточнить оформление и иллюстрации, так как в преподавании истории не может быть мелочей. Была Затронута и финансовая сторона вопроса. Дмитрий Новиков, купив учебники в магазине, продемонстрировал собравшимся чеки: учебник истории России за 10 кл. — 1280 руб. за 11 кл. — 2620 руб. Председатель комитета Госдумы по охране материнства и детства Нина Остатина говорила о миллионных нехватках средств на учебники в нескольких российских регионах. Она считает, что «эти средства необходимо заложить не в региональных, не в муниципальном, а в федеральном бюджете». Депутат Госдумы, председатель Движения в поддержку Армии, оборонной промышленности и науки, генерал Виктор Соболев особое внимание уделил интернациональному воспитанию учащихся особенно важному на новых территориях. От российского учительства на заседании выступила учитель истории и обществознания, педагог-психолог МБОУ СОШ с. Приволжское Ровенского муниципального района Саратовской области Елена Васильевна Гусак. Участники Круглого стола с большим вниманием слушали анализ проблемы и общались с ней в ходе выступления. Елена Гусак сделала отзывы на все главы новых учебных пособий. Как подчеркнула газета «Коммерсант», участниками круглого стола в ходе выступлений было высказано около 40 замечаний и предложений. Собравшиеся на важный форум прекрасно понимали, что история, как говорил ученый Покровский «это политика, обращённое в прошлое», поэтому к учебникам требуется относиться с особым вниманием. Как одним из пунктов реализации по обсуждаемой проблеме было выдвинуто предложение их экспертизы. Все выводы и предложения будут аккумулированы и использованы для обсуждения с профильными ведомствами. Особенно хочется подчеркнуть предложение коммунистов увеличить финансирование образования до 7% от бюджета, прекращение «подушевой» оплаты педагогов, приравнивание пенсии педагогов к пенсии государственных служащих. Г. Зюганов рекомендовал ввести в экспертный совет учителя МБОУ СОШ с. Приволжское Ровенского муниципального района Саратовской области Е.В. Гусак.